тел.: (3952) 26-10-09
факс: (3952) 20-86-16



Главная | Новости | СМИ о нас
ОАО «Иркутскгипродорнии»: создавая сеть якутских дорог


24.09.2012 10:27:00

Федеральная автомобильная дорога «Вилюй» проходит по двум регионам Российской Федерации: Республике Саха (Якутия) и Иркутской области. Общее протяжение автодороги по направлению трассы существующего автозимника Усть-Кут (Верхнемарково) — Мирный (до пос. Таас-Юрях) составляет 2805,9 км. Из общего протяжения дороги 71% или 1985 км представлено автодорогами круглогодичного действия с твёрдым покрытием, а 29% или 820 км приходится на автозимник...

Ещё в начале двухтысячных годов к разработке проектной документации на участках Вилюйской трассы приступила компания ОАО «Иркутскгипродорнии». В 2009 году было выполнено обоснование по выбору оптимального направления трассы автомобильной дороги «Вилюй» на участке Усть-Кут — Мирный. Этот участок на праве оперативного ведения закреплен за ФКУ Управление автодороги «Вилюй». Придание автодороге статуса федеральной и создание упрдора «Вилюй» дали мощный импульс к началу работ по северной трассе. В соответствии с обоснованием дорога проходит вблизи действующих и перспективных нефтегазовых месторождений севера Иркутской области и прилегающих районов Якутии и, несомненно, позволит эффективно развивать межрегиональные связи двух субъектов Российской Федерации, будет способствовать повышению экономического потенциала Иркутской области и Республики Саха (Якутия).

Инженерные изыскания

При создании опорной автодорожной сети на северных территориях Сибири и Дальнего Востока не обойтись без тщательных разработок проектных решений строительства и реконструкции автодорог с учётом геокриологических характеристик территории. О том, с какими проблемами и трудностями сталкиваются проектировщики при проектировании дорог северных территорий России, рассказывает главный специалист технического отдела Проектного комплекса «Гипропроект» ОАО «Иркутскгипродорнии» Лидия Поленова

— Основное, что значительно усложняет проведение изыскательских и проектных работ — это очень малая изученность территории по всем направлениям инженерных изысканий. Ещё до выполнения инженерных изысканий нам необходимо собрать и обработать материалы изысканий прошлых лет, на основании которых формируется рабочая гипотеза об инженерно-геологических и геокриологических условиях и их категории сложности. В соответствии с этими данными, в программе работ по инженерным изысканиям для объекта строительства устанавливаются состав, объём, методики и технология выполнения изыскательских работ. Но такие материалы, как правило, отсутствуют.

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений 2009 года ужесточил требования к выполнению инженерно-геологических и геокриологических исследований. Если раньше проектировщики использовали в своих расчётах нормативные показатели теплофизических свойств мёрзлых грунтов, установленные ведущими институтами мерзлотоведения по результатам исследований нескольких десятилетий, то теперь необходимо в расчётах применять достоверные показатели мерзлотных свойств исследуемых грунтов конкретного объекта.

То есть, на объекте совместно с инженерно-геологическим обследованием необходимо производить мерзлотную съёмку проявлений природных мерзлотных процессов в течение одного гидрологического года (минимальное промерзание — начало/середина зимы — максимальные промерзания конец зимы/начало весны — максимальное их оттаивание — конец лета/начало осени).

Цель съёмки проявлений мерзлотных процессов — выявить участки с неблагоприятными мерзлотными процессами и на основании специальных исследований и разработанных проектных решений выполнить для этих участков геокриологический прогноз и оценку пространственной изменчивости свойств мёрзлых грунтов при воздействии сооружений на мёрзлые основания и прилегающую территорию. Всё это удлиняет сроки проведения изысканий и, что тоже немаловажно, увеличивает стоимость предпроектных работ.

Принципы проектирования

— А каковы особенности проектирования автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты?

— В зависимости от типа местности, характеристик грунтов принимается первый или второй принцип проектирования, — отвечает на вопрос директор Проектного комплекса «Гипропроект» ОАО «Иркутскгипродорнии» Владимир Ступаков. — Что это означает? Земляное полотно дороги возводится на деятельном слое мёрзлого основания, поэтому устойчивость дорожной конструкции зависит от состояния грунта основания (мёрзлое или талое), его вида и влажности. Первый принцип проектирования — обеспечение поднятия верхнего горизонта многолетнемёрзлых грунтов до подошвы насыпи и сохранения её на этом уровне в течение всего периода эксплуатации дороги, а второй — допущение осадки грунтов сезонноталого основания или его замены на расчётную глубину прочными грунтами.

Естественно, что обеспечение мёрзлого состояния грунтов основания в период эксплуатации дороги создаёт наиболее благоприятные условия для устойчивости дорожной конструкции. Но создание условий, при которых грунты основания земляного полотна в летнее время не протаивали бы, экономически не всегда оправданно. Кроме того, это связано с необходимостью выполнения работ главным образом в зимний период. Современные темпы строительства требуют предусматривать круглогодичное возведение земляного полотна. Поэтому преимущественным является второй принцип проектирования, допускающий строительные осадки сезонноталого основания, в том числе в эксплуатационных условиях.

Опыт проектирования и строительства автомобильных дорог на талых просадочных грунтах основания показал, что методики ВСН 84-89, в основу которых заложены знания и понимание проблем дорожного строительства в зоне многолетнемёрзлых грунтов в период 60-80 годов прошлого века, сегодня в большинстве своём не актуальны. Поэтому институт, на основе обобщения собственного опыта и опыта научных и других проектных организаций, в проектах принимает принципиально новые проектные решения.

— Владимир Николаевич, какие проектные решения, разработанные в «Иркутскгипродорнии», нашли применение при проектировании участков автомобильной дороги «Вилюй»?

— ОАО «Иркутскгипродорнии» была разработана конструкция насыпей, которая работает в тепловом режиме по принципу самоохлаждающих систем. Отличительным элементом такой конструкции является наброска из фракционного скального грунта, устраиваемая на откосах насыпей и выемок толщиной до 0,8м.

Наши специалисты предложили технологию зимней замены просадочных грунтов 111-У категорий, или при летней отсыпке на таких участках — устройство насыпи с пригрузкой дополнительных грунтов для ускорения осадки талого грунта основания, в откосах выемок — вырезка льдистых грунтов и их замена на скальные грунты на глубину оттаивания.

Для перехвата поверхностных вод на каждом местном понижении предусматривается устройство водоотводных металлических гофрированных труб, которые хорошо зарекомендовали себя на автомобильной дороге «Амур».

На участках, где по рельефу местности нет возможности соблюдения руководящей отметки, предусмотрено применение теплоизолирующего слоя из пенополистирольных плит. Этот теплоизолирующий материал не допускает оттаивания основания насыпи под откосами. По технологии, укладка плит должна производиться в холодное время года, на промороженное основание.

На участках, где соблюдается руководящая отметка, для обеспечения устойчивости и уменьшения осадки основания по подошве уширяемой части и на участках по новому направлению в основании насыпи предусмотрено устройство геотекстиля.

Для исключения попадания воды с прилегающей местности в земляное полотно на участках с необеспеченным оттоком воды от насыпи, предусмотрено устройство отжимных берм. Отжимные бермы отсыпаются из суглинка. Высота отжимной бермы назначена с обязательным превышением максимального расчётного уровня воды на 0,25 м. Бермы укрепляются георешёткой с заполнением песчано-гравийной смесью. Для укрепления откосов насыпей используется объёмная георешётка, представляющая собой объёмную ячеистую конструкцию, изготавливаемую из лент полимера посредством их соединения между собой линейными швами, расположенными в шахматном порядке.

В связи с отсутствием почвенно-растительного слоя, пригодного для использования в качестве укрепления откосов насыпи, предусматривается укрепление откосов геоматами с засыпкой грунтом.

Для устройства переходных участков деформационных швов на мостах применяется прочно-упругая гранитно-мастичная композиция, физико-механические свойства которой обеспечивают поглощение динамических воздействий в широком диапазоне внешних температур, благодаря холодно-упругим свойствам и высокой степени адгезии с соприкасающимися материалами. Укрепление конусов насыпи моста производится с помощью габионных блоков.

Сегодня нет сомнений в том, что для Республики Саха (Якутия) автомобильная дорога «Вилюй» станет тем самым недостающим звеном в дорожной сети, которое вместе с автодорогами «Лена» и «Колыма» образует опорную сеть автомобильных дорог. Она значительно сократит путь из европейской части России в республику и кардинально снизит существующие непомерные транспортные издержки. 



Источник: Журнал «Направление Дальний Восток» №8, 2012г.

Вернуться
26.01.2016 

Глазковскому мосту требуется реконструкция

У переправы есть серьёзная проблема - мосту давно требуется глобальная реконструкция.
16.12.2015 

АО «Иркутскгипродорнии» успешно прошел ресертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008

4 декабря 2015 г. АО «Иркутскгипродорнии» успешно прошел ресертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008, подтвердившие, что СМК института является результативной, в организации созданы условия для поддержания системы менеджмента качества в рабочем состоянии и ее дальнейшего развития.
17.11.2015 

Мост через реку Кюндяйка на автомобильной дороге А-331 «Вилюй» открыт для движения после капитального ремонта

Мост через реку Кюндяйка на автомобильной дороге А-331 «Вилюй» открыт для движения после капитального ремонта.
В Сунтарском районе Республики Саха (Якутия) состоялась торжественная церемония открытия автомобильного движения по мостовому переходу через реку Кюндяйка на км 921+882 автомобильной дороги А-331 «Вилюй».
17.11.2015 

По проектам АО «Иркутскгипродорнии» на федеральной автомобильной дороге Р-255 «Сибирь» в Иркутской области сданы в эксплуатацию путепровод через ж/д пути на км 1362 и новый участок дороги на км 1443 – км 1454

По проектам АО «Иркутскгипродорнии» на федеральной автомобильной дороге Р-255 «Сибирь» в Иркутской области сданы в эксплуатацию путепровод через ж/д пути на км 1362 и новый участок дороги на км 1443 – км 1454.
Глава Росавтодора Роман Старовойт и участники автопробега «Дороги лучше – Байкал ближе» открыли движение сразу на двух важных объектах федеральной дороги Р-255 «Сибирь» в Иркутской области: путепровод через ж/д пути на км 1362 и новый участок дороги на месте 17-километрового грунтового разрыва на км 1443 – км 1454.

Все новости...
О компании | Новости | Производство | Объекты | Сотрудничество
© АО "Иркутскгипродорнии" 2008-2016. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на источник.